Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Несколько оперативных вопросов сначала. Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), Вы здесь? У нас открывается «МАКС» на следующей неделе. Как идёт подготовка?
С.Б.Иванов: Да, Владимир Владимирович, с 16 по 21 августа в Жуковском пройдёт уже юбилейный, 10-й международный авиакосмический салон «МАКС-2011». Он становится у нас одним из ведущих авиакосмических салонов в мире наряду с «Ле-Бурже», «Фарнборо». И в этом году участие в салоне примут 794 компании из 40 государств мира. Для справки могу сказать, что в прошлом «МАКСе», в 2009 году, участвовало 735 компаний из 34 стран, то есть состав участников постоянно расширяется.
Естественно, как и всегда, на этом салоне будут представлены все новинки авиационной, вертолётной, двигателестроительной техники. Но, как правило, людей больше всего привлекает лётная программа. И в этом году в салоне будут участвовать 211 летательных аппаратов. Могу сказать, что в лётной программе в качестве новинки впервые будет представлен в небе наш истребитель пятого поколения ПАК ФА, который Вы неоднократно уже видели. После четырёхлетнего перерыва в салоне примут участие также самолеты ВВС Соединенных Штатов Америки.
Из гражданской авиатехники я бы отметил впервые присутствие на салоне «Аэробуса-380» – на сегодняшний день самого крупного пассажирского самолёта в мире, а также «Дримлайнера» компании «Боинг». Все они будут представлены к показу, и наша техника будет, включая АН-124 («Руслан»). Таким образом, с точки зрения транспортной и крупногабаритной пассажирской авиатехники будет представлено всё лучшее в мире, что есть на сегодняшний день.
Будет большой ряд современных вертолётов, в том числе российские новинки будут представлены в салоне Роскосмоса. Надеемся, что салон, как всегда, привлечёт большое внимание зрителей: есть что посмотреть, и, пользуясь случаем, хотел бы Вас тоже пригласить…
В.В.Путин: Хорошо, спасибо.
С.Б.Иванов: …по возможности посмотреть экспозицию.
В.В.Путин: Авиакосмический салон «МАКС» становится действительно хорошей, солидной площадкой международного класса, мирового класса. Как у нас ситуация с авиаперевозками? Опять обанкротилась очередная компания. «Континент», да, называлась? Я просил вас предложения сделать по этому поводу – по вопросу об обеспечении надёжности с перевозками. Какие предложения?
С.Б.Иванов: Как я Вам и ранее докладывал, авиационные пассажирские перевозки – наиболее динамично растущая отрасль перевозок среди всех видов транспорта. В прошлом году прирост пассажиропотока на авиационном транспорте у нас составил 26%, за текущий период этого года прирост – уже около 15%. Это, конечно, хорошо. Люди всё больше и больше летают.
Не совсем хорошо то, что у нас неблагополучно обстоят дела с безопасностью перевозки авиационным транспортом. Последние катастрофы Ту-134 под Петрозаводском, аварийная посадка Ан-24 с гибелью людей в Томской области и недавняя аварийная посадка в Благовещенске, катастрофа грузовика Ан-12 – все эти катастрофы объединяет одна общая черта: катастрофы происходят в компаниях, которые обладают двумя, тремя, максимум четырьмя самолётами. Становится совершено очевидным, что они не в состоянии обеспечить должный уровень технологической транспортной безопасности.
В этой связи Министерство транспорта предлагает ввести определённые лимиты на количественный и качественный состав авиапарка, который совершает регулярные коммерческие рейсы. Дело в том, что на сегодняшний день лицензию эксплуатанта-перевозчика пассажиров у нас имеют 139 авиационных компаний по стране, из них 15 ведущих перевозят до 90% всех пассажиров. Это крупные, надёжные компании, и (стучу по дереву) никаких происшествий за многие годы у этих компаний нет и не было. Вот они перевозят 90%, а оставшиеся 120 компаний перевозят 8–9% пассажиров.
Эти небольшие компании (я и другие их в быту называют «авиакомпании-живопырки») просто не в состоянии обеспечить и подготовку экипажа, и просто технологические нормы безопасности. Поэтому Минтранс предлагает ввести ограничения для компаний, осуществляющих регулярные коммерческие рейсы, по количеству и качеству самолётов: не менее 20 самолётов. Чтобы не затронуть чартерные перевозки, а также местные линии, это правило не будет распространяться на чартерные перевозки и местные линии, когда самолёт летит из одного субъекта в соседний (в другой, например), то есть летает на территории двух субъектов, или на социально-значимые перевозки в масштабах одного федерального округа. Я эти предложения поддерживаю, потому что полагаю, что в транспорте, не только в авиационном, всё-таки безопасность первична: мы в этом и на примере «Булгарии» недавно убедились. Безопасность первична, а доходы, как говорится, бизнес, всё-таки должны исходить прежде всего из норм безопасности, а потом уже из норм прибыли, тем более что в авиаперевозках у нас уже хорошая конкуренция сложилась: вот даже те 15 крупнейших перевозчиков, которые перевозят 90% пассажиров, кроме «Аэрофлота», – это всё частные компании. И они, конкурируя между собой, снижают цену, увеличивают комфортность, и мы видим, что цены на авиабилеты, если не считать колебания цен на авиационный керосин, фактически достаточно стабильны, не растут, поэтому вот предложение первое такое...